09.10.2024

Ребёнок эффективно учится только там, где чувствует себя комфортно. Опыт «Точки будущего» в программе адаптации

Ребёнок эффективно учится только там, где чувствует себя комфортно. Опыт «Точки будущего» в программе адаптации

Дети испытывают стресс и дискомфорт, когда впервые идут в детский сад, новую школу или возвращаются к учебе после летних каникул. В «Точке будущего» для ребят внедрили программу адаптации. Как эта программа работает, рассказала руководитель социально-психологической службы Виктория Канчер. 

– Программу адаптации в «Точке будущего» завели с первого учебного года, тогда все дети пришли из других школ.

– Во время стартовой программы адаптации важно было наладить контакт между ребятами, ввести и зафиксировать нормы и правила. Мы стремились к тому, чтобы взаимодействие в коллективе, который создавался с нуля, было, прежде всего, безопасным. В сентябре 2020 года программа длилась две недели, и в это время не было уроков – дети посещали только адаптационные занятия. 

– Какие мероприятия тогда проводили? 

– Мероприятия, которые направлены на командообразование, психологические тренинги, чтобы добиться атмосферы доверия. Ребята вели дневники адаптации, записывали, чего они ждут и хотят от «Точки будущего», какими видят себя через год, чем им нравится заниматься. Дети рассказывали, что для них важно и почему. Нам нужно было, чтобы ученики лучше узнали друг друга, увидели положительные стороны в одноклассниках и нашли общие интересы.

Мы показывали ресурсы и площадки комплекса, чтобы дети в них ориентировались, для этого проходили экскурсии и квесты. Теперь, когда к нам присоединяются ученики, одноклассники подсказывают им, где что находится, а тогда «Точка будущего» была для всех неисследованным пространством. 

Каждый день программы был посвящен одной теме: в понедельник все знакомились, во вторник – изучали учебные корпуса, и так далее. Перед тем, как поехать домой, ребята собирались и анализировали, что нового узнали, какие сложности возникли. 

– Что осенью 2020 года получилось по итогам программы адаптации, а что нет?

– Нам удалось наладить контакт между учениками, сформировать классные коллективы, дети освоились в «Точке будущего» и поняли, к кому обращаться с вопросами. Сложно было с нормами и правилами, потому что у детей в комплекс еще не было достаточного опыта взаимодействия и совместного прошлого, которое бы позволяло сделать выводы, как допустимо поступать, а как – нет. По этой причине нормы и правила спускали сверху. 

С течением времени дети поняли, что «Точка будущего» – это о взаимном уважении, инклюзии, и что здесь не обязательно вести себя, как в другой школе, чтобы чего-то достичь. 

– В следующие годы в школьный коллектив вливались новые дети, для них была отдельная программа адаптации или для всех ребят – одни и те же активности? Что входило в программу?

– Со второго учебного года в августе для новичков проходит день «предаптации»: дети  знакомятся друг с другом, перед ними выступает директор «Точки будущего» и кураторы, затем ребята отправляются на подробную экскурсию. В этом мини-путешествии участвуют школьники, которые с нами не первый год, они становятся проводниками для будущих одноклассников. 

Сразу после праздника ко Дню знаний начинается программа адаптации для всех школьников. С утра – уроки, затем адаптационные встречи. Так – всю первую неделю. 

В комплексе учатся разные дети, среди них – ребята с особенностями в здоровье и социальном статусе. Мы возвращаем учеников к тому, что к окружающим нужно относиться с уважением, несмотря на «разности». В этом году специалисты из службы сопровождения инклюзивного образования провели детям тренинг, чтобы научить их корректно реагировать на эмоции других людей. 

В программе всегда есть мероприятия, которые нужны, чтобы улучшить общение и создать безопасную среду. Ученики придумывают традиции классов. В этом году ребята вместе делали арт-объекты, снимали классные видеовизитки. Не последнюю роль играют занятия, где дети вспоминают, какие правила действуют в «Точке будущего». Мы знаем, что ребёнок может эффективно учиться только там, где чувствует себя спокойно. 

– Есть ли нюансы в адаптации школьников разного возраста? 

– Нельзя сказать, что адаптация зависит от возраста ребенка, главное – его особенности и как завершился предыдущий учебный год. При этом требуются поддержка и внимание родителей и педагогов. 

– В детском саду «Точки будущего» есть программа адаптации для младшей группы и для ребят, которые приходят в группы старше? 

– Если заводим новую группу, воспитатели вместе с психологами разрабатывают план адаптационных мероприятий, где стараемся учесть особенности детей, которые известны на этапе набора. 

Что входит в план программы адаптации? Экскурсии, игры. Благодаря им дети привыкают к детскому саду, к друг к другу и персоналу. Мы используем диагностические инструменты, чтобы понять, как ребенок приспосабливается к новым условиям и людям. Для детей со сложностями в адаптации психологи устраивают дополнительные занятия – индивидуальные или в подгруппах. 

Бывает, что ребёнок приходит в действующую группу. Например, малыш, которого посреди учебного года взяли под опеку приёмные семьи из посёлка «Точки будущего». Тогда мы запускаем нашу авторскую методику: ребёнок сначала сам знакомится с детским садом, а потом проводит по нему подробную экскурсию для родителей. 

– В первые классы переходят выпускники детского сада «Точки будущего». Насколько «Школа будущего первоклассника» и программа преемственности между детским садом и школой помогают недавним дошколятам освоиться в школе?

– Можно сказать, что программа адаптации выпускников детского сада к школе начинается задолго до «Школы будущего первоклассника». Ежегодно в ноябре-декабре в детском саду стартует программа «Лесная школа», где дети в игровой форме узнают об особенностях учёбы на следующей ступени образования. Ребята пытаются примерить на себя роль школьника, не выходя из детского сада, и понять, каково это – быть учеником. Затем дети знакомятся с пространствами  школы, будущими кураторами. Следующий этап – «Школа будущего первоклассника».

Во время «Школы будущего первоклассника» дети приходят на пробные уроки, встречаются со школьными психологами, которые будут сопровождать первые классы. Чувствуют ли дети себя после этого более уверенно в школе? Да!

Педагоги школы владеют информацией о каждом будущем первокласснике – итогами диагностики, достижениями. Если у ребёнка в 1-м классе возникают проблемы, то учитель обращается к воспитателю и психологу из детского сада, чтобы вместе с ними разобраться в ситуации. 

– Давайте обобщим. Назовите, пожалуйста, критерии успешной адаптации детей в учебном учреждении.

Ребенок чувствует себя в безопасности и комфортно, может задавать вопросы и знаком со взрослым, который поможет в той или иной ситуации. Школьник знает и понимает правила и нормы классного коллектива, систему оценивания, хорошо чувствует себя в классе, активно и без затруднений контактирует с одноклассниками и может обратиться к ним за помощью.

Есть дети, которым не обязательно включаться в классный коллектив, им комфортно быть одним, и если навязывать общение, становится хуже. 

Что предпринять, если ребенку некомфортно в школе?

– Сначала надо понять причины, почему так получилось, через наблюдение и взаимодействие с куратором или классным руководителем. Затем необходимо встретиться с родителями ученика, чтобы обсудить его опыт обучения в других учебных учреждениях, узнать, насколько ребёнок включался в классные коллективы, если ли у него друзья за пределами «Точки будущего». Всё это помогает наметить дальнейшие действия. Потом работаем со школьником в индивидуальном порядке или в группе, чтобы развить уверенность ребёнка в себе, позиционировать в классе; проводим дополнительные мероприятия для решения конкретных проблем, которые мешают адаптации школьника.

– Как школы неполного дня («Точка будущего» – школа полного дня) могут ввести программы адаптации для учеников?

– Можно использовать форматы проведения урока, которые параллельно решают задачи адаптации. Это касается сплочения классного коллектива или заведения традиций, организации групповой и подгрупповой работы, включения в анализ не только результатов уроков, но и развития в летний период, планирования и договорённостей, которые касаются определённого предмета – это можно внести в общеклассный план. Я назвала лишь малую часть того, что помогает положительно влиять на адаптацию ребят в школе.  

– Готовы ли вы делиться опытом реализации программ адаптации с другими образовательными учреждениями? 

– Мы с коллегами обсуждаем идею описать и зафиксировать нашу работу по  программе адаптации в научной публикации, а ещё планируем участвовать во всероссийском конкурсе психолого-педагогических практик. 

Фото: Виктор Юльев / Форбс