21.11.2024

Инклюзивный урок: учитываем образовательные потребности каждого ребенка

Инклюзивный урок: учитываем образовательные потребности каждого ребенка

Мы в «Точке будущего» верим, что все люди уникальны, и наша задача – создать условия, чтобы раскрыть потенциал детей. Инклюзивный урок – это не просто формат обучения, это целая философия, основанная на уважении к особенностям каждого ребёнка. Руководитель службы сопровождения инклюзивного образования Оксана Агалакова поделилась инструкцией, как провести инклюзивный урок. 

Что такое инклюзивный урок?

Это занятие, на котором учитель учитывает разнообразие образовательных потребностей детей. Нужен не монолог, а живое общение: диалоги, работа в парах и группах, совместные проекты. Важно, чтобы ученик ощущал себя частью коллектива. 

Как мы готовимся к урокам в инклюзивном классе?

Для успешного урока нужно заранее продумать:

– Где и как взаимодействовать с детьми. Учитель выбирает оптимальные способы коммуникации.

– Как поддерживать весь класс. 

– Как мотивировать. Исходим из интересов и возможностей учеников, чтобы прибавить им уверенности в себе.

– Как оценивать. В приоритете не только результат, но и прогресс ребёнка за время обучения.

Нужно не забывать о детях с разным уровнем способностей, включая одарённых учеников. Для этого учителю лучше заранее продумать задания, которые будут стимулировать их развитие, например, проекты с углублением в тему или задачи повышенной сложности. Такие дети могут стать лидерами групп, помогая одноклассникам и развивая навыки взаимодействия.

Как проходит инклюзивный урок?

Мы строим занятия так, чтобы они были увлекательными и полезными. Поэтому:

– Чередуем задания. Простые упражнения в начале урока помогают настроиться, а более сложные – держат интерес. Для одарённых детей можно предложить дополнительные задачи, которые потребуют аналитического мышления или творческого подхода.

– Используем игровые моменты: сюрпризы, соревнования и ролевые игры.

– Ученики с особыми образовательными потребностями получают дополнительные инструкции, карточки с подсказками и больше времени на выполнение заданий. Для одарённых детей можно подготовить активности, расширяющие рамки программы, или предложить исследования по интересующим их вопросам.

Оценивание и поддержка

Мы понимаем, что детям важно видеть свои успехи. 

– Отмечаем достижения каждого ребенка.

– Помогаем исправлять ошибки без стресса.

– Предлагаем пересдавать задания, чтобы показать лучший результат.

Одарённым ученикам нужно демонстрировать, что их усилия и идеи – это здорово, даже если они выходят за границы стандартного подхода. Упор делается на развитие сильных сторон, поощрение инициативы и самостоятельного поиска решений.

Чего мы избегаем?

В инклюзивном обучении есть важные правила, которые помогают создать комфортную атмосферу. 

– Не требуем быстрых ответов. У детей всегда есть время подумать.

– Не ставим в неловкое положение. Вопросы задаются с учетом возможностей ребенка.

– Не перегружаем сложными понятиями. Учебный материал дробится на небольшие части.

Почему это важно?

Инклюзивное образование даёт детям почувствовать себя ценными и развивает уверенность в собственных силах. Принимая во внимание особенности всех учеников, включая тех, кто требует дополнительной помощи, и тех, кто готов к продвинутым заданиям, мы создаём гармоничную атмосферу, где каждый может показать себя.