28.11.2025

Инклюзивная практика «Точки будущего» успешно прошла научную верификацию
Инклюзивная практика «Точки будущего» успешно прошла научную верификацию
Инклюзивная практика «Точки будущего» успешно прошла научную верификацию
Инклюзивная практика «Точки будущего» успешно прошла научную верификацию

Инклюзивная практика «Точки будущего» успешно прошла научную верификацию

Образовательный комплекс «Точка будущего» успешно завершил процесс научной верификации инклюзивной практики «Диагностический класс как инструмент психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей». Эта практика была признана эффективной и включена в реестр системы Агентства стратегических инициатив Российской Федерации, что открывает возможность её внедрения в других образовательных учреждениях.

Процесс длился целый год и проходил в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами Федерального центра развития инклюзивного общего и дополнительного образования Московского государственного  психолого-педагогического университета. Научное сопровождение проекта осуществлялось при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Важность разработки инклюзивной практики отметила член Президиума Федерального экспертного совета «Воспитатели России» Лилия Александровна Зигле: «В ходе самооценки образовательный комплекс подтвердил уровень зрелости практики как пилотной. Эксперты уточнили, что этот уровень — базовый. Мы определили точки роста инклюзивной практики. Впереди — интересная исследовательская работа. 

Включение практики в реестр означает, что она прошла научное обоснование и может быть использована другими образовательными учреждениями. Это важный шаг к распространению эффективных методов инклюзивного образования и обеспечению равных возможностей для всех детей.

Материалы для верификации практики и доказательную базу подготовил центр профессионального развития и служба сопровождения инклюзивного образования комплекса:

- Агалакова Оксана Викторовна;

- Люткевич Светлана Сергеевна;

- Михайлова Елена Михайловна;

- Пузанская Наталья Сергеевна;

- Буторина Валентина Николаевна;

- Дудкова Ирина Михайловна;

- Никитина Мария Валерьевна;

- Гуренкова Анастасия Вячеславовна;

- Моисеева Юлия Анатольевна;

- Лифантьева Юлия Владимировна.

О том, как пришла идея начать работу над практикой, рассказывает Оксана Викторовна Агалакова, руководитель службы сопровождения инклюзивного образования: «В МГППУ предложили верифицировать нашу практику, войти в реестр научно-доказательных практик в инклюзивном образовании. Мы выбрали организацию диагностического класса, так как это новая и инновационная идея, которую можно тиражировать. Мы организовали диагностический класс в условиях общего образования, что ранее не делалось в России. В течение года мы собирали материалы, проводили диагностику детей и работали с родителями. Это была большая и важная работа, которая теперь может помочь другим образовательным учреждениям внедрить успешные инклюзивные практики».

Информационная справка

Диагностический класс — это инновационная форма организации инклюзивного образования, направленная на уточнение познавательных возможностей детей и определение их готовности к обучению в условиях инклюзии. Главная цель — определить, в какой форме обучения ребенок будет обучаться после прохождения программы: в автономном, инклюзивном классе или, возможно, в коррекционном учреждении.