13.11.2024

«Дети должны иметь возможность прожить свой возраст»: интервью с руководителем детского сада Илоной Клименко

«Дети должны иметь возможность прожить свой возраст»: интервью с руководителем детского сада Илоной Клименко

Полтора года назад детский сад «Точки будущего» возглавила Илона Клименко – специалист с огромным опытом в руководстве дошкольными учреждениями. В интервью Илона Александровна раскрыла современные подходы к дошкольному образованию, где центральное место занимает индивидуализация образовательного процесса. Наша собеседница объяснила, как команда детского сада «Точки будущего» перестраивает образовательную среду, делая акцент на свободной игре, которая помогает детям «проживать свой возраст» и учит взаимодействовать с миром. Такие подходы демонстрируют, как детский сад может быть пространством для самовыражения и первых шагов к осознанным открытиям. 

– Илона Александровна, какие задачи стояли перед Вами сразу после назначения на должность руководителя детского сада?

– Прежде всего мне нужно было понять, какие у детского сада сильные стороны, и создать команду единомышленников, а затем вдохновить всех коллег общей идеей и целями. Также необходимо было внимательно изучить образовательный процесс, чтобы увидеть проблемные зоны, понять, на что обратить взор в первую очередь. Поскольку наше дошкольное учреждение – часть образовательного комплекса, куда входят и школа, и детский сад, важно было выстроить преемственные линии, увидеть, где преемственность уже налажена, а где требуются доработки.

– Что Вам уже удалось сделать для улучшения работы детского сада «Точки будущего»?

– В первую очередь мы сосредоточились на изменении развивающей среды. Изначально в корпусе детского сада всё выглядело слишком аккуратно и структурировано, а это не совсем подходит для дошкольного образования. Детство – яркий, немного бесшабашный период, полный творчества и непосредственности. Помните, как в детстве мы строили шалаши из стульев, столов и покрывал? Это своего рода «правильный хаос» с чудесами, детской фантазией и игрой. Нашему детскому саду этого не хватало, и мы внесли изменения в развивающую среду, сделав её для ребят более живой и свободной.

В 2022 году утверждена федеральная программа, в ней закреплены базовые объём и содержание дошкольного образования. На основе  этого документа каждое учреждение разрабатывает собственную образовательную программу. С учётом этого 60 % образовательной программы детского сада «Точки будущего» – обязательные элементы, которые обеспечивают равные стартовые возможности для всех детей. Оставшиеся 40 % – наш вариативный компонент, который мы добавили, чтобы сделать обучение более ориентированным на потребности и интересы дошкольников.

Вариативная часть включает STEM-образование, которое интегрирует естественные науки и технологии, математику и инженерное творчество, и региональный компонент – парциальную программу «Байкал – жемчужина Сибири», разработанную здесь, в Иркутской области, для знакомства детей с родным краем и его культурой, природой и традициями. Это не просто краеведческая программа – она всесторонне развивает дошкольников, даёт системные представления о ближайшем природном и социокультурном окружении в процессе активного практического взаимодействия с миром, сверстниками и взрослыми. Всё это хорошо сочетается с задачами STEM-образования, в нём мы делаем упор на исследования, опыты и эксперименты.

– А экотропа на уличной территории детского сада, которую сейчас обустраивают специалисты административно-хозяйственной службы, связана с программой «Байкал – жемчужина Сибири»?

– Экотропа – это отдельный проект, но он гармонично дополняет задачи программы «Байкал – жемчужина Сибири». Мы решили использовать экотропу, чтобы помочь детям узнать больше о природе региона. Экотропа – долгосрочный проект. Мы сотрудничаем с главным озеленителем «Точки будущего» Анной Ширяевой, которая помогает нам разрабатывать план размещения растений и элементов экосистемы. Экотропа будет интересна детям и позволит ещё больше погрузить их в изучение флоры и экологических процессов.

– Ранее в образовательном процессе детского сада «Точки будущего» активно использовалась сказочная метафора. Правильно ли мы понимаем, что теперь на ней не делается основной акцент? 

— Да, сказка всегда была важной частью системы дошкольного образования. Мы все выросли на сказках, и в дошкольном возрасте они действительно играют значимую роль, развивая фантазию и обогащая эмоциональный мир ребёнка. Но важно понимать, что сказка – это лишь часть образовательного процесса, она не может быть основой всей системы. Мы учим детей, давая им материал, в том числе научный, в дозированном и доступном для их возраста объёме. Наш подход предполагает последовательное и циклическое углубление знаний, когда от простых понятий мы постепенно переходим к более объёмным и комплексным, например, взаимосвязям в природе и жизни человека. 

Мы строим образовательный процесс на основе тематических блоков, которые затрагивают разные аспекты окружающего мира и жизненного опыта ребёнка. Темы подбираются по сезонам и актуальным событиям созвучно датам и временам года: если на прошлой неделе мы изучали грибы и ягоды, то на следующей перейдём к признакам ранней осени. Или, к примеру, тема «Моя страна. Мой родной край» совпадает с празднованием Дня народного единства, где решаются задачи патриотического воспитания. Эти тематические блоки одинаковы для всех возрастных групп. Благодаря этому дети старшего возраста могут общаться с младшими на одну и ту же тему, делиться опытом и знаниями. В младших группах темы раскрываются в более простом формате, а в старших – расширяются и углубляются. Так формируется спиралевидная структура знаний – от простого к сложному. 

– Как за год изменилась образовательная среда детского сада «Точки будущего»?

– Образовательная среда существенно обновилась. Условия здесь и так были отличными, оснащение – на высоте, да и любое необходимое оборудование доступно для приобретения, спасибо за это благотворительному фонду «Новый дом». Однако было важно адаптировать среду под конкретные возрастные особенности детей, чтобы создать площадку, которая соответствовала бы их естественным потребностям и интересам, развитию самостоятельности и субъектности (способности быть независимыми от других людей, творчески активными).

Например, в младших группах главная задача – организовать пространство для свободного движения, поскольку в этом возрасте дети активно развиваются физически. В средней группе актуальны сюжетно-ролевые игры: дети начинают уединяться и создавать вокруг себя игровое поле. Мы обеспечили гибкое зонирование, которое позволяет каждому ребёнку обустроить «свой мир», и, к примеру, играть «в дом».

Среди наших ключевых принципов – доступность и изменяемость, вариативность, полифункциональность образовательной среды, как и требует федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Всё пространство должно быть насыщенным, но гибким, чтобы дети могли подстраивать его под свои интересы. Этот подход основан на том, что ребёнок – субъект образования, он должен быть активным участником, а не просто воспринимать готовые условия. 

В группах можно увидеть, как дети сами оформляют тематические уголки. Мы даже оставляем на стенах записи вопросов и идей, чтобы родители могли видеть, чем интересуются дети, и поддерживать их любопытство. След ребёнка заметен во всём пространстве детского сада. И пусть не всегда это выглядит идеально с точки зрения взрослого, зато ребята чувствуют свою значимость и учатся выражать себя через собственное авторское действие.

– Мы знаем, что Вы поставили приоритет дать детям возможность «прожить свой возраст». Что это значит, и как в процессе образования и воспитания учитываются возрастные особенности дошкольников?

– Это означает, что мы не стремимся ускорять развитие ребёнка, подготовка к школе идёт в той деятельности, которая доступна дошкольнику. Мы пытаемся создать условия для полноценного проживания дошкольного возраста. От этого зависит успешная адаптация и дальнейшее развитие ребёнка на следующей образовательной ступени. Главное здесь – формирование так называемых «возрастных новообразований». В дошкольном возрасте это, прежде всего, творческое воображение, которое позже становится основой для теоретического мышления. 

К сожалению, многие родители, стремясь максимально подготовить ребёнка к школе, заполняют всё время малыша дополнительными занятиями, считая, что это лучший путь. Однако, по сути, мамы и папы таким образом лишают ребёнка возможности полноценно играть, а игра – это не просто развлечение, именно в игре закладываются основы воображения, умения взаимодействовать с окружающими, договариваться и решать конфликты. 

Раньше дети больше играли во дворе, общались с ребятами разного возраста, и старшие дети передавали младшим игровые умения. Сейчас же, с одной стороны, семьи становятся меньше – как правило, в них один или два ребёнка, с другой, родители стремятся контролировать всё время дошкольника, заменяя свободную игру расписанием занятий. Поэтому сегодня именно в детском саду дети учатся играть. 

Ребёнок в детском саду не должен «готовиться» к взрослой жизни – он уже живёт ярко и насыщенно, каждый его день полон собственных интересов и открытий. И задача взрослых – поддерживать детей в этом.

– Расскажите, пожалуйста, какие программы дополнительного образования реализуются в нашем детском саду?

– Говоря о дополнительном образовании в детском саду, нужно учитывать принципы преемственности: если ребенок начал заниматься чем-то в дошкольном возрасте, у него должна быть возможность продолжить это в школе. Ориентируясь на это и программы дополнительного образования в школе «Точки будущего», мы, например, ввели художественно-эстетическое направление: керамику, хореографию, работает и вокальная студия. В программах спортивной направленности – элементы футбола, большой теннис. Модульная программа STEM в дополнительном образовании включает Lego-конструирование, робототехнику, детское экспериментирование и мультстудию. В детском саду доступно оборудование, которое не входит в основные образовательные программы, но прекрасно дополняет их. Например, куборо – конструктор, который развивает мышление и пространственное восприятие у детей. Также мы предлагаем ребятам изучать английский язык. 

– Уже в детском саду подопечные «Точки будущего» занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Зачем использовать эти виды работы с дошкольниками? 

Проектная и исследовательская деятельность ставят ребенка в позицию исследователя: ребенок задает вопросы и ищет ответы, используя доступные средства. В этом процессе педагог становится партнером, помогая детям сформировать познавательный интерес и любознательность. Ребенок трудится над проектом сам от начала до конца, помощь взрослого – небольшая. Это способствует развитию у детей субъектности в обучении, помогает научиться работать в группе, искать решение вместе с другими детьми.

Примеры таких проектов разнообразны и могут быть очень неожиданными. Так, один из проектов начался с вопроса: «Можно ли вырастить огурец на подоконнике?». В результате не только нашлись ответы – удалось создать мини-теплицу на территории детского сада, где в итоге дети вырастили маленькие арбузы. Это привело к новым вопросам: почему арбузы такие маленькие, и что нужно, чтобы они были больше. 

А однажды дети услышали слово «благотворительность» и захотели узнать, что это значит. Так ребята подготовили подарки для детей, которые проходят лечение в больнице. Этот проект дал дошкольникам понимание, что такое помощь другим и как важны добрые дела.

Ещё один пример – в группе «Жемчужинка» дети не могли понять, почему снег нельзя пробовать на вкус. Мы провели эксперимент по очищению снега, и рассмотрели осадки на большом экране с помощью цифрового микроскопа, оборудование для этого мы взяли в нашей старшей школе. Дошколята увидели, сколько грязи в снеге, и очень удивились. Проблема была решена. Так новые опыт и знания могут изменить привычки.

Проектная и исследовательская деятельность – это процесс поиска, размышлений и изучения, который формирует у детей самостоятельность, развивает навыки работы с информацией и помогает лучше понять мир вокруг.

– В детском саду усилили такое направление, как развитие навыков труда. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Когда я только пришла в наш детский сад, заметила, что дети даже не убирают за собой игрушки, хотя трудовое воспитание – одна из важных задач дошкольного образования. Предусматриваются разные виды труда – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, конструирование. Всё это необходимо в жизни детей. К примеру, воспитатель должен в конце дня мыть игрушки в группе, и здорово, если дети тоже в это вовлечены.

Или наш огородик. В нём дети не только трудятся, но и развивают познавательные способности. Наши ребята умеют даже пасынковать помидоры и научили этому меня.

– Какие планы на этот учебный год?

– В прошлом году мы выявили проблемную зону – это развитие речи у дошкольников. Ранее наши специалисты одновременно много внимания уделяли формированию у детей навыков речи, включая связную речь, словарную работу, звуковую культуру речи и подготовку к обучению грамоте. В этом году мы сузили фокус и решили сделать упор на развитие связной речи.

Одна из основных задач – совершенствовать работу по формированию у детей нравственных ориентиров, трудолюбия и осознания полезности труда. Также мы будем знакомить детей с различными профессиями. Продолжим работу над индивидуализацией образования, индивидуализация – это основа нашей работы, под нее можно адаптировать любую цель. 

Мы стремимся обеспечить каждому ребенку подход, который будет максимально соответствовать его особенностям и потребностям.