В продолжение серии публикаций по итогам первого учебного года в «Точке будущего» мы подготовили интервью с руководителем старшей школы Анастасией Рожковой.
– Анастасия Юрьевна, сколько детей посещало старшую школу?
В старшей школе, в 7–11 классах, училось 240 человек. В 7–9 классах – 185 человек, в 10–11 классах – 55.
– Ребята до «Точки будущего» учились в других школах. Детям было сложно адаптироваться?
– В начале учебного года педагогический коллектив провёл неделю адаптации. Ученики знакомились с пространством образовательного комплекса, друг с другом, с педагогами, кураторами и тьюторами, с форматом и режимом жизни школы, с правилами поведения.
Ребятам было сложно привыкнуть к школе полного дня, правильно распределить время и силы. С трудностями детям помогли справиться грамотные психологи, тьюторы и кураторы.
– Как в старшей школе реализуется принцип инклюзивного образования?
– У нас учатся дети с разными образовательными возможностями и потребностями. Мы постарались создать комфортные условия для всех ребят, разработав индивидуальные образовательные маршруты и учебные планы. Это позволило достичь задач, поставленных на первый год.
Инклюзивное образование в нашей школе обеспечено двумя способами. Первый – «инклюзивный» – при обучении в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья и учеников без таких ограничений (особое внимание уделяется тому, чтобы все ребята успешно проходили обучение). Второй – «автономный» – в отдельном малокомплектном классе для детей с ОВЗ.
В «Точке будущего» для ребят с ОВЗ созданы адаптивная образовательная среда и специальные образовательные условия. Также для каждого ребёнка с ОВЗ предусмотрена коррекционно-развивающая работа. Мы стремимся включить семьи в реализацию инклюзивного образовательного процесса.
– Какие условия созданы для педагогов в «Точке будущего»?
– Обеспечена нормированная педагогическая нагрузка. Здесь комфортные условия труда – в распоряжении наших сотрудников кабинеты, оснащенные современным оборудованием, нестандартные пространства комплекса, в которых можно реализовывать образовательные технологии.
В течение учебного года педагогам предоставлена возможность повышения квалификации в области инклюзивного образования, проектной деятельности.
Методисты центра профессионального развития педагогов оказали учителям методическую помощь в освоении инновационных проектов – это смешанное обучение, деятельностный подход к изучению темы, мониторинг развития субъектной позиции, образовательные пробы и практики.
– С какими сложностями столкнулись Вы и Ваш коллектив в стартовом для «Точки будущего» учебном году?
Без трудностей не обошлось. «Точка будущего» – это проект, в котором запущены нестандартные образовательные проекты. Новое не всегда быстро принимается, кому-то понадобилось время, чтобы начать работать по-другому. Коллектив молодой, вовлечь в особенности образовательного процесса новичков было нелегко.
У нас – педагогов – тоже был период адаптации. Мы много учились, получили новую информацию, которую нужно было оперативно переработать. Мы знакомились с детьми, учились взаимодействовать друг с другом, работать в команде для достижения целей.
– Наши школьники проходили всероссийские проверочные работы. Какие получились результаты?
Работы дети выполняли в присутствии независимых наблюдателей. Проверку вели эксперты региональных предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ.
Итоги ВПР подтверждают, что в старшей школе учатся дети с разными образовательными возможностями. Педагогический коллектив проанализировал результаты ВПР и провёл работу по ликвидации пробелов в знаниях. Содержательно усилены индивидуальные образовательные маршруты, введены интенсивные курсы, проведены консультации для учеников. Эта работа продолжится в следующем учебном году.
– Как девятиклассники прошли Государственную итоговую аттестацию?
На конец учебного года в девятых классах учились 47 человек, двое из них – в автономном классе. Аттестация проводилась в формате обязательного государственного экзамена по русскому языку и математике и в форме государственного выпускного экзамена для детей с ограниченными возможностями здоровья. 45 детей были допущены к государственной итоговой аттестации. Выпускники девятых классов продемонстрировали высокие результаты.
На ОГЭ по русскому языку отметку «отлично» получили 7 человек (16 %), отметку «хорошо» – 26 (58 %), «удовлетворительно» – 12 человек (27 %). Успеваемость по русскому языку составила 100 %, качество знаний достигло 73,3 %. Два ученика 9 класса сдавали государственный выпускной экзамен по русскому языку и тоже успешно справились с испытанием.
В ОГЭ по математике участвовали 42 человека. Отметку «отлично» получили четыре ученика (10 %), «хорошо» – 14 (33 %), «удовлетворительно» – 24 (57 %). Успеваемость по математике – 100 %.
Аттестаты получили 47 выпускников девятых классов. У шести девятиклассников аттестаты с отличием.
– Сколько одиннадцатиклассников выпустила школа?
В 2020/2021 учебном году в 11 классе училось 14 ребят. Аттестаты получили все учащиеся, шести выпускникам мы вручили аттестаты с отличием, четверо награждены благодарственными письмами мэра Иркутска и статуэтками для лучших выпускников города «Надежда нации».
– Как выпускники написали ЕГЭ?
Средний балл на ЕГЭ по обязательным предметам – русскому языку и математике (профильный уровень) – в «Точке будущего» составил 70,1 и 46,2 соответственно (для сравнения, по Иркутской области средний балл по русскому языку достиг 67, а по математике – 46,5).
По выбору наши ученики сдавали физику (полученный средний балл – 51 при среднем показателе по региону в 48,7 балла), химию (средний балл составил 65,5 при среднем показателе по Иркутской области в 47,3 балла), историю (средний балл – 53,7 при среднем показателе по региону в 48,9 балла) и обществознание (средний балл – 56,9 при среднем показателе по региону в 52,7 балла).
Одиннадцатиклассник Данила Хомяков получил 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку.
– Расскажите о работе кураторов и тьюторов? Какие перед ними стоят задачи?
Кураторы и тьюторы – это наставники учеников «Точки будущего». Они реализуют задачи ценностного наставничества. Её цель – содействие развитию субъектной позиции учеников, реализации индивидуальной образовательной программы и жизненного проекта.
Тьюторы и кураторы – это первые помощники школьников в осознании, освоении и удержании ценностных образцов. Профессиональное самоопределение наших выпускников также находится в поле зрения кураторов и тьюторов. Они помогают спланировать и спроектировать профессиональный путь. Кураторы работают с классными коллективами, ведут курсы, которые обеспечивают реализацию концепции «Точки будущего».
– Расскажите, что такое индивидуальный учебный план? Что дают индивидуальные образовательные программы (ИОПы) ученикам и помогают ли преподавателям?
– Это программы, которые ученики 1–11 классов разрабатывают сами при помощи педагогов и наставников. ИОП определяет содержание образования ребёнка в течение учебного года с учетом его интересов и задач развития.
Составная часть ИОП – индивидуальный учебный план. Он позволяет ученику сделать выбор предметов, курсов внеурочной деятельности и курсов дополнительного образования согласно интересам и образовательным потребностям. Например, ученик 10-го класса планирует продолжить обучение в вузе на факультете журналистики. Этот ребёнок вправе выбрать предметы, которые ему необходимы для поступления – русский язык, литературу, историю, а предметы технологической направленности взять по минимуму согласно федеральному государственному образовательному стандарту. В этой ситуации индивидуальный учебный план реализует запрос ученика, помогая сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз. А чтобы ученик был способен грамотно делать выбор в 10-м классе, он начинает учиться ответственному выбору и ответственному отношению к нему с 1 класса.
– Какие предложения поступили от родителей по работе с учениками?
Для родителей первый год обучения тоже был непростым. Невозможно на старте запустить все инновационные проекты на совершенном уровне. От родителей поступали предложения о переходе на пятидневную неделю. Потому что дети очень уставали и мало времени проводили с семьей. Администрация «Точки будущего» приняла запрос в работу. Предложен проект режима работы, в котором учебная неделя распределена следующем образом: с понедельника по пятницу – основная учебная нагрузка, а в субботу предполагается посещение курсов внеурочной деятельности, дополнительного образования и курсов для подготовки к экзаменам.
В течение учебного года возникали вопросы к системе оценивания, точнее, к пониманию и своевременному информированию об учебных результатах детей. В этом направлении также проведена большая работа – по визуализации системы оценивания, по переводу накопленных баллов в привычную пятибалльную систему. Для оперативного информирования об академической успеваемости учеников электронный журнал синхронизирован с информационной образовательной системой комплекса. Мы продолжим совершенствовать принципы накопительной системы оценивания в следующем учебном году.
Поздравляю всех с окончанием первого учебного года! Стартовый год был богат событиями и впечатлениями. Желаю всему коллективу «Точки будущего» и нашим ученикам хорошо провести летние каникулы, набраться сил, получить удовольствие от летних теплых дней. До встречи в новом учебном году!
Как будет проходить приём в «Точку будущего» в 2024 году
19 марта 2024 г. 16:00День открытых дверей для студентов педагогических направлений и профилей подготовки состоится в «Точке будущего»
19 марта 2024 г. 9:49Приглашаем учеников 7–11 классов из Иркутска в Школу публичных выступлений «Точки будущего»
18 марта 2024 г. 14:06В «Точке будущего» работают над монографией «Внутренний профессиональный стандарт педагога инновационного образовательного комплекса»
15 марта 2024 г. 17:36Театр танца «Образ» стал лауреатом Всероссийской танцевальной олимпиады в Новосибирске
14 марта 2024 г. 13:04Выставку молодых художников-графиков из Иркутска открыли в «Точке будущего»
13 марта 2024 г. 14:35Более 60 человек стали участниками мастер-класса по фигурному катанию в «Точке будущего»
11 марта 2024 г. 16:02Театр танца «Образ» стал лауреатом конкурсов «Formula – 2024» и «Vivat, талант!»
6 марта 2024 г. 13:09«Точка будущего» объявила конкурс «Педагог будущего» для студентов педагогических направлений со всей России
4 марта 2024 г. 14:01Педагог и школьники из «Точки будущего» выступили переводчиками на встрече с туристическим сообществом Республики Союз Мьянма
1 марта 2024 г. 11:16Итоги участия во Всероссийском фестивале-конкурсе «Восходящие звёзды Приангарья» подвели в «Точке будущего»
29 февраля 2024 г. 11:03Семнадцать школьников «Точки будущего» вошли в число победителей и призёров «Иркутской компьютериады – 2024»
27 февраля 2024 г. 11:44Ученики «Точки будущего» проходят иппотерапию на базе Пивоваровского конно-спортивного комплекса
26 февраля 2024 г. 12:19Ребята из «Точки будущего» участвовали в «Олимпиаде Петерсон»
22 февраля 2024 г. 12:14Ребята из посёлка приёмных семей учатся работать с деревом в столярной мастерской «Точки будущего»
22 февраля 2024 г. 12:08Итоги VI общешкольной Ассамблеи подвели в «Точке будущего»
19 февраля 2024 г. 15:03Стартовала регистрация участников конференции «Каждый особенный – все равны!»
15 февраля 2024 г. 12:21Профессиональное сообщество высоко оценивает потенциал «Точки будущего» как площадки для развития школьного театра
13 февраля 2024 г. 13:13Пять учеников «Точки будущего» будут участвовать в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2023/2024 учебного года
12 февраля 2024 г. 10:55Команда «Выпускники» победили на турнире «Точки будущего» по волейболу среди взрослых команд
9 февраля 2024 г. 13:08