В «Точке будущего» каждый ребёнок – особенный и все дети – равны, потому что деятельность комплекса основана на инклюзии, как социальной, так и по здоровью. Здесь учатся ребята из обычных семей и из приёмных, а ещё в комплексе получают знания и социализируются дети с ограниченными возможностями здоровья. Как в комплексе работают детьми с ОВЗ, рассказала координатор по инклюзии Оксана Агалакова.
– Оксана Викторовна, сколько у нас ребят с ограниченными возможностями здоровья?
– Сорок пять: тридцать два школьника и тринадцать воспитанников детского сада. При этом семнадцать детей – из посёлка «Точки будущего» для приёмных семей.
«Точку будущего» посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии, синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра.
– Важно для детей с ОВЗ создать условия пребывания и обучения. Как с этим справляются в «Точке будущего»?
– Забота об учениках у нас проявляется во всём. В отношении к ребятам, максимальном внимании к ним, их потребностям, желаниям и стремлениям.
Ребятам с ограниченными возможностями здоровья в «Точке будущего» очень комфортно находиться, здесь для них обеспечили доступную среду. Работают подъёмники, лифты, есть санитарные комнаты, специальная учебная литература. Пространства помещений комплекса обустроены по единым здоровьесберегающим требованиям. Это даёт ребятам с ОВЗ развивать навыки общения с детьми, у которых нет ограничений по здоровью.
Для социализации детей, поддержки в них познавательного и эмоционального интереса к учёбе созданы места для интерактивных игр. Кстати, во время занятий дети сидят не только за партой, но и на полу, для этого установлены мягкие модули.
В кабинетах логопеда, психолога, дефектолога кроме стандартного набора коррекционно-развивающего оборудования развешаны настенные панно, к ним очень легко прикрепить буквы на липкой основе, карточки со словами, картинки. Дети в восторге от панно, и мы – взрослые – очень этим довольны.
Информационное сопровождение образовательного процесса тоже на высоком уровне: у каждого ребёнка есть личный ноутбук, кабинеты оборудованы многофункциональными устройствами, проекторами.
Необходима в развитии детей с ОВЗ двигательная терапия. В физкультурно-оздоровительном комплексе ученикам с ОВЗ помогают восстановить способности к самостоятельной жизни, развить, поддержать двигательные и функциональные возможности. В комплексе работает сенсорная комната с мягкими модулями, шариковым бассейном, оборудованием для развития зрительного и слухового восприятия.
Позаботились создатели комплекса и о бесплатном трёхразовом сбалансированном питании для наших ребят.
– Образование детей с ОВЗ вместе с детьми без ограничений по здоровью предполагает особенный подход к распределению ресурсов. Расскажите, пожалуйста, об этом на примере «Точки будущего».
– На одного ребёнка с тяжелыми нарушениями в развитии (в «Точке будущего» 13 детей с этими особенностями) в нашем комплексе отведено отдельное ресурсное помещение. Если бы мы поставили цель принять детей без особенностей в развитии, то в таком помещении могли бы учиться 25 ребят.
Ещё ребёнку с ОВЗ обязательно нужны отдельные кабинеты для занятий с логопедом, психологом, дефектологом и тьютором.
– Какое количество детей с ОВЗ можно принять в классы общеобразовательной школы, учитывая СанПин и законодательство России?
– На совместное обучение с детьми без ОВЗ в одном классе можно взять до шести детей с нарушениями слуха и зрения, с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями в развитии, и только одного ребёнка с расстройствами аутистического спектра или умственной отсталостью. Например, если на параллели по три класса, значит, по нормам СанПин мы можем принять только одного ребёнка с расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью и шесть детей с задержкой психического развития или тяжелыми нарушениями речи. Всё очень индивидуально, и при комплектовании классов необходимо брать во внимание степень выраженности дефекта у школьника.
– Как идёт образовательный процесс для детей с ОВЗ? Когда дети с ОВЗ общаются и учатся со сверстниками без ОВЗ?
– Образовательный процесс в «Точке будущего» для детей с ОВЗ реализуется по модели временной и комбинированной инклюзии. Если ребёнок не имеет выраженных форм отставания в развитии, то он учится в совместном классе с детьми без особенностей в развитии, получая индивидуальную помощь логопеда, психолога и дефектолога. В «Точке будущего» у всех ребят с ОВЗ есть тьюторы, они сопровождают детей на занятиях, в столовой, на переменах и прогулках.
Дети, испытывающие серьёзные трудности в развитии, получают образование в автономных классах, но уроки музыки, изобразительного искусства и воспитательные мероприятия посещают вместе со сверстниками. Эта модель инклюзивного образования позволяет качественно реализовывать образовательные потребности каждого ученика, оказать максимальную помощь и реализовать главный принцип инклюзивного образования: «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений». Благодаря этому дети могут свободно общаться со сверстниками на переменах, в столовой, в библиотеке, на прогулке.
Отмечу, что в 2021/2022 учебном году в комплексе функционируют четыре автономных класса.
– Расскажите, пожалуйста, сколько в «Точке будущего» адаптированных образовательных программ [программы, которые учитывают индивидуальные особенности детей с ОВЗ и делают учебный материал доступным для них] для детей с ОВЗ?
– В комплексе действуют 15 адаптированных образовательных программ, учитывающих уровень образования детей. В «Точке будущего» реализуется адаптированные программы первого варианта для детей с задержкой развития, тяжелыми нарушениями в речи и с расстройствами аутистического спектра, они подразумевают освоение стандарта и получение аттестата об основном общем образовании.
Отличие каждой программы определяется специальными образовательными потребностями ребёнка с ОВЗ и наличием коррекционно-развивающих курсов. Программы предусматривают продление сроков обучения. Например, программы для детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра на уровне начального образования предполагают увеличение сроков обучения до 5/6 лет, что позволяет ребенку планомерно освоить программу начального образования в индивидуальном темпе.
Также в комплексе реализуются адаптированные программы, которые максимально направлены на развитие жизненных компетенций учеников с ОВЗ, в них предусмотрено увеличение часов на развитие трудовых навыков. Ребятам предоставлен широкий выбор трудового обучения: столярное дело, кулинария, швейное дело, информационные технологии.
В «Точке будущего» гибкая система психолого-педагогического сопровождения. Если у ребёнка с ОВЗ есть положительная динамика в развитии, он может поменять свой образовательный маршрут.
– Какие специалисты работают с ребятами с ОВЗ?
– На одного ребёнка с ОВЗ приходится шесть педагогов: это учитель класса, дефектолог, тьютор, ассистент, логопед и психолог. В «Точке будущего» есть все необходимые специалисты.
В комплексе работают пятнадцать тьюторов, девять педагогов-психологов, восемь учителей-логопедов, шесть учителей-дефектологов, два ассистента. У наших специалистов есть профессиональная подготовка для работы с детьми с ОВЗ, коллеги постоянно повышают квалификацию.
Приглашаем учеников 7–11 классов из Иркутска в Школу публичных выступлений «Точки будущего»
18 марта 2024 г. 14:06В «Точке будущего» работают над монографией «Внутренний профессиональный стандарт педагога инновационного образовательного комплекса»
15 марта 2024 г. 17:36Театр танца «Образ» стал лауреатом Всероссийской танцевальной олимпиады в Новосибирске
14 марта 2024 г. 13:04Выставку молодых художников-графиков из Иркутска открыли в «Точке будущего»
13 марта 2024 г. 14:35Более 60 человек стали участниками мастер-класса по фигурному катанию в «Точке будущего»
11 марта 2024 г. 16:02Театр танца «Образ» стал лауреатом конкурсов «Formula – 2024» и «Vivat, талант!»
6 марта 2024 г. 13:09«Точка будущего» объявила конкурс «Педагог будущего» для студентов педагогических направлений со всей России
4 марта 2024 г. 14:01Педагог и школьники из «Точки будущего» выступили переводчиками на встрече с туристическим сообществом Республики Союз Мьянма
1 марта 2024 г. 11:16Итоги участия во Всероссийском фестивале-конкурсе «Восходящие звёзды Приангарья» подвели в «Точке будущего»
29 февраля 2024 г. 11:03Семнадцать школьников «Точки будущего» вошли в число победителей и призёров «Иркутской компьютериады – 2024»
27 февраля 2024 г. 11:44Ученики «Точки будущего» проходят иппотерапию на базе Пивоваровского конно-спортивного комплекса
26 февраля 2024 г. 12:19Ребята из «Точки будущего» участвовали в «Олимпиаде Петерсон»
22 февраля 2024 г. 12:14Ребята из посёлка приёмных семей учатся работать с деревом в столярной мастерской «Точки будущего»
22 февраля 2024 г. 12:08Итоги VI общешкольной Ассамблеи подвели в «Точке будущего»
19 февраля 2024 г. 15:03Стартовала регистрация участников конференции «Каждый особенный – все равны!»
15 февраля 2024 г. 12:21Профессиональное сообщество высоко оценивает потенциал «Точки будущего» как площадки для развития школьного театра
13 февраля 2024 г. 13:13Пять учеников «Точки будущего» будут участвовать в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2023/2024 учебного года
12 февраля 2024 г. 10:55Команда «Выпускники» победили на турнире «Точки будущего» по волейболу среди взрослых команд
9 февраля 2024 г. 13:08Школы Слюдянского района выразили интерес к участию в мероприятиях «Точки будущего» как ресурсного центра
6 февраля 2024 г. 9:36Кураторы младших школьников побывали на занятиях в детском саду «Точки будущего»
5 февраля 2024 г. 11:41